Корзина
7 отзывов
Контакты
ИП Буданова Н.С.
+7 показать номер
Сэм (Александр)
РоссияЯрославская областьЯрославльЯрославль, проспект Фрунзе, 46. ТЦ «Роза ветров» 2 этаж
Карта

Этническая татуировка

Этническая татуировка
Великий ученый — этнограф Н. Н. Миклуха-Маклай путешествуя по островам Тихого океана в середине ХIX века собрал и обобщил богатый материал касающийся обычаев обитателей островов Новой Гвинеи, Индонезии, Микронезии, Меланезии Австралии. Зарисовки, сделанные им, открывают нам мир узоров, татуировок местных племен покрывавших татуировкой различные части тела: лицо, шею, грудь, спину, ягодицы, ноги.
Достаточно интересными, на наш взгляд, являются обычаи украшать свое тело у ряда племен Южной Америки, и в частности у индейцев племени кадиувео (Бразилия). Индейцы практиковали подкожную татуировку, вплоть до начала ХХ века, по крайней мере женщины. Исполняла татуировки как правило старая женщина. Она намечала углем основные линии узора, а затем накалывала его колючкой кактуса или другого растения, или же рыбьей костью. Сажа смешанная со слюной, либо зола некоторых видов пальм — вот и весь несложный набор красящих веществ. Кадиувео покрывали татуировкой все тело и лицо, причем нередко на правую и левую половину тела наносился разный узор. Татуировка имела социальное значение — она указывала на принадлежность женщины к той или иной общественной группе. Так женщины племени гулупи после замужества покрывают себе щеки синими полосами и ромбами; женщины племени мака наносят сходную татуировку на подбородок и нос при наступлении половой зрелости.
Характерна для примера татуировка азиатских эскимосов — обычай бывший еще в тридцатые годы нашего столетия весьма распространенным среди местного населения. Узоры являлись общепринятым украшением. Татуировка наносилась девушкам с наступлением половой зрелости, до замужества. Неузорная татуировка, татуировка простыми линиями посей день наносится на заболевшие члены с медицинской целью как женщинам, так и мужчинам. У мужчин встречаются на щеках, у углов рта кружки или полукружки, короткие линии на висках, фигурки человека на лбу над бровями. Татуировка женщин гораздо богаче и разнообразнее. Обычно на подбородке, от нижней губы идут три, пять, семь двойных, реже тройных линий подобно тому, как это встречается у аляскинских эскимосов. Часто две параллельные линии нанесены на лбу между бровями, спускаясь вниз по обе стороны носа. Значительно сложнее татуировка щек. Как правило, правую щеку покрывает татуировка более сложная, левую — более простая. В некоторых случаях татуировка покрывает только одну щеку. Техника эскимосской татуировки проста. Она выполнялась продергиванием под кожей нитки, натертой сажей. Самая сложная татуировка опытной женщиной выполнялась в течение одного, реже двух дней.
Первые сведения татуировке хантов и манси — представителей финно-угорских народностей, относятся к началу XVIII века. До сих пор остается неясным социальное значение татуировки. Оно оставалось тайной женщин. У ханты и манси женщины скрывали значение татуировки даже от своих родственников мужчин. О времени нанесения татуировки сведения противоречивы. По одним данным, она производилась в детстве, по другим — с наступлением зрелости, по третьим — в пожилом возрасте, при заболеваниях, иногда — перед смертью. Сюжеты рисунков и их значение у мужчин и женщин не всегда совпадали. В то время, как мужчины наносили на тело знак принадлежности к роду, а позднее, в связи с разложением рода, — семейный знак, заменявший подпись, женщины чаще покрывали себя фигурами орнаментального характера, а так же наносили на кисть руки изображение птицы, с которым были связаны представления религиозного характера. Трудно дать однозначный ответ в ходе самостоятельной эволюции или, заимствуя друг у друга, но рано или поздно обряд татуирования своего тела приняли практически все племена человечества, кроме, может быть индоевропейцев и арийцев.
Так, в средние века многие ремесленники и цеховые выводили на своем теле знаки своих цехов — обычай, сохранившийся, как говорят, к концу XIX века где-то во Франции, Германии и Италии. Пилигримы побывавшие в Иерусалиме, несмотря на запрещения католического духовенства, так же имели обычай выжигать на себе на какой либо части тела, особенно на руке, изображение креста. В Японии искусство татуировки называют иначе — ирэдзуми, и уходит оно своими корнями в глубокую древность. Считается, что привычку к украшательству японцы переняли от древних обитателей Японского архипелага — айнов. И в те времена татуировка носила в основном ритуальный характер. Вытатуированными крестами и полосами метили, например, касту неприкасаемых, а также преступников. К концу XVII века татуировка осталась лишь как элемент декоративности.